КОУ "Специальная учебно-воспитательная школа № 2"
г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Профориентационная работа

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует организации, осуществляющие образовательную деятельность, о Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и Порядке реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году, для обеспечения готовности общеобразовательных организаций к началу 2023/24 учебного года с учетом введения профминимума.

    Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования разработаны Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) и изложены в письме от 17 августа 2023 г. № ДГ-1773/05.

    Рекомендации содержат предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов и предназначены
    для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития.

    Они включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению школьников с учетом
    их индивидуальных особенностей и с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

    Также письмом направлен Порядок реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
    в 2023/2024 учебном году, для обеспечения готовности общеобразовательных организаций к началу 2023/24 учебного года с учетом введения профминимума.

    Есть три способа выбора профессии:

    Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

    Второй способ — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания— всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

    Третий способ — выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих.

    Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

    В течение последних лет в нашей стране уделяется особое внимание профориентации школьников. Какой будет будущая профессия, каким делом будет заниматься выпускник школы, вопросы, которые задают себе не только обучающиеся школ, но и их родители, классные руководители. И очень важно ввести ребенка в мир профессий, рассказать, показать, что ждет его в будущем.

    Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

    Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии – стать учителем или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни пока ещё ничего
    интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них везде получается! Но, к сожалению и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем связать свою дальнейшую жизнь. Для того, чтобы ребёнок сделал правильный выбор, надо помочь ему. И в этом его помощниками в первую очередь должны стать родители. А для этого сами родители так же должны знать правила и принципы при выборе профессии, чтобы помочь ребёнку разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессий.

    На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей, а количество
    узких специализаций подсчитать вообще очень сложно. Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В
    основном они классифицируются следующим образом:

    По характеру труда:

    • Физический или умственный труд;
    • Исполнительский или творческий характер.

    По уровню квалификации:

    • Профессии, требующие высшего образования;
    • Профессии, требующие среднего профессионального образования;
    • Профессии, не требующие квалификации;

    По предмету и характеру труда:

    • Человек;
    • Техника;
    • Знаковая система (информация);
    • Художественный образ;
    • Природа.

    РУКОВОДСТВО «Как выбрать профессию?»

    Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.

    Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» например, психологу важно внимание и терпение, экономисту-менеджеру усидчивость и умение ладить с людьми и т.д

    Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Если ты общителен тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

    Самое главное это познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы поможет простое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека.

    Твой характер только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. Помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

    Разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

    Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация учебного заведения и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за ребенком, ибо выбирая профессию, он выбирает судьбу. Профессия должна приносить
    удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию его возможностей (пользу обществу).


    ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    Отношение к выбору профессии как к неизменному.

    Бытующие мнения о престижности профессии.

    Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

    При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем. Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира спортсмена, политика, журналиста, артиста.

    Стратегия выбора профессии: 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии

    ХОЧУ МОГУ НАДО

    Помочь подростку оценить его способности и интересы;

    Выяснить, какие профессии ему нравятся;

    Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день.

    Помочь определить способности, ЗУН.

    Рассказать, как можно их применить;

    Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией.

    Исследовать рынок труда;

    Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию;

    Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.

    Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.

    В заключении хочу сказать следующее. В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у детей инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

    Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

    Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie